Джованни Аньелли
Джованни Аньелли родился 13 августа 1866 года в небольшой деревне Виллар Пероза. Деревня расположена недалеко от Турина. Будущий основатель FIAT получил профессию инженера, отслужил в армии, а к 26 годам был уже мэром своей небольшой деревни. Еще с ранних лет Аньелли задумывался о самоходных повозках, которым не нужны были лошади. Он был поражен успехами Даймлера и Майбаха. Автомобили прочно вошли в мечты молодого Джованни.
Аньелли перебирается в Турин, где разыскивает людей-единомышленников и, главное, находит их. 11 июля 1899 года была основана компания “Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino” («Акционерное общество автомобильного завода в Турине»). Членом правления в этой компании стал Джованни Аньелли.
Сборочной площадкой для компании стала автомобильная мастерская Джованни Чейрано, человека, который создал первый автомобиль в Италии. Мастерскую и дело Чейрано Аньелли выкупил за 30.000 лир и начал сборку своих автомашин. Корпуса и двигатели приходили из Франции и Германии, а остальное производилось в Италии. Начало компании было успешно положено.
Джованни заручается поддержкой высокопоставленных чинов Италии благодаря своему подходу к людям. Уже в 1900 году открыл двери первый завод FIAT в Corso Dante. Компания отставала от передовиков автопроизводства по всем параметрам, однако это не мешало ей наверстывать упущенное. Первая модель FIAT обладала 3,5 лошадиными силами, но уже через 12 лет они построили свой знаменитый S76 с 4 цилиндрами и 290 лошадиными силами.
В 1902 году Аньелли был назначен исполнительным директором FIAT. Полная власть в компании была сосредоточена именно в его руках. Он зарекомендовал себя как жесткий и справедливый руководитель. Джованни начал свое управление с экскурсии на заводы Форда. Его поразило Тейлоровское управление на производстве. Современный менеджмент показался ему благодатной почвой для выращивания своего собственного бизнеса. Забегая дальше, стоит сказать, что у себя на производстве он ушел далеко от Тейлоризма, хотя и взял его как основу менеджмента. Настоящее серийное производство FIAT было налажено только в 1912 году.1908 год стал годом диверсификации (FIAT начали продавать свои машины на территории США). Вторым событием оказался негативный опыт судебного разбирательства. Для увеличения стоимости своего предприятия компания манипулировала с бухгалтерскими отчетами, что и привело к судебному иску. Весь топ-менеджмент уволился из компании, но Джованни Аньелли суд оправдал. К 1910 году Аньелли закончил скупку акций своего концерна. Фактически, он стал собственником FIAT.
В 1916 году началось строительство знаменитого завода Lingatto. На постройку завода ушло 6 лет, и он стал самым крупным заводом производившим автомобили на то время в Европе.
Компания уделяла огромное внимание своим сотрудникам. Для сотрудников и их детей действовали определенные программы в т.ч. и здравоохранения, школы и детские сады. Концерн FIAT очень сильно ценил своих работников и старался заботиться о них и членах их семей.
Самым главным хитом FIAT стал выпуск модели Fiat Topolino. В Европе эту модель разметали буквально с прилавков. К сожалению, на развитие автомобильного гиганта серьезно повлияла Вторая мировая война. После окончания войны Джованни Аньелли был отстранен от управления компанией, а 16 декабря 1945 года умер. После этого FIAT был национализирован и на несколько десятилетий стал принадлежать государству, чтобы потом вновь вернуться в руки семьи Аньелли.
Все последующие успехи компании FIAT связаны с именем внука Джованни Аньелли – Джанни. В бизнес Джанни вернулся только в 60-е, когда зашла речь о приватизации FIAT. Джанни Аньелли подумал, что сможет продолжить начатое дедом автопроизводство. Он располагал определенными средствами и смог приобрести компанию. Таким образом развитие FIAT стало вновь целью жизни семьи Аньелли.
Середина 60-х была непростой для компании. Экономический и производственный объем давал о себе знать положительно, но всеобщие забастовки вносили свою порцию негатива в ситуацию. Огромную роль в становлении автогиганта сыграл СССР. В 1966 году FIAT заключил договор с «советами» о постройке Волжского автозавода в городе Тольятти. Автомобили итальянского образца стали настоящим хитом на советском пространстве и пользовались завидной популярностью. Если касаться инноваций, которые вводились на заводах, то стоит упомянуть о применении Robogate (автоматизированной сборки) в 1978 году. С 1979 года FIAT превращается в холдинг. Компания приобретает ряд итальянских брендов: Lancia, Abart и Ferrari. Изначально FIAT приобрела только половину акций Maranello. Пройдет 5 лет и компания сможет приобрести 87% акций элитного концерна, а в 1984 году к концерну присоединится легендарная Alfa Romeo. А в 1993 году ассортимент брендов компании будет пополнен еще и спортивным автомобилем Maserati.
В 90-х более половины продаж автомобилей FIAT приходились на зарубежных продаж. К концу 90-х компания более серьезно начала осваивать заграничные рынки. В 2003 году этот мир покинул Джанни Аньелли, который и привел FIAT к такому оглушительному успеху. Концерн и сейчас занимает уверенные позиции среди ведущих производителей автомобилей.
В общем, дела у FIAT идут вполне неплохо. Компания сумела преодолеть все трудности на своем пути, и является сегодня одной из самых известных европейских автомобильных марок.